Классный час, посвященный международному дню птиц
Название: День птиц.
Цель: Способствовать формированию уважения и любви в целом к природе и в частности к птицам.
Задачи:
Познакомить с разнообразием птиц, особенностями их образа жизни.
Способствовать вовлечению детей в живое обсуждение посредством викторины.
Оборудование: Ноутбук, проектор.
Форма проведения: классный час
Ход занятия
Орг. Момент
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались на классный час, тему которого мы сейчас с вами вместе и определим.
Вводная часть
-Загадка: Верст под ногами не считала, по дорогам не езжала, а за морем бывала. (птица).
-Да, ребята, верно, и значит, о чем мы будем говорить сегодня? (о птицах)
Природу нужно охранять не
только потому, что она лучшая защита
для человека, но и потому, что она
прекрасна.
(Жан Дорст)
-Как вы понимаете эту мысль?
-Что мы должны делать?
-Почему?
-А чем полезны птицы для нас?
-Кто знает, когда отмечается международный День птиц? (1 апреля)
-Да, верно, а весь месяц апрель в этом году признан экологическим месяцем.
-Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям. Пусть этот праздник откроет для каждого что - то новое и интересное, пусть крепче станет дружба между людьми и птицами!
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают.
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!
-И, чтобы проверить наши с вами знания мы поиграем в игру – Эти удивительные птицы. Освежим наши знания и узнаем еще много нового. Спрашивать я буду только тех учеников, которые соблюдают тишину, порядок, не выкрикивают с места, а только по поднятой руке.
Основная часть
-А вот и первый тур игры, и первый вопрос:
1.Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)
2. Почему весной грачи прилетают первыми? (Грачам достаточно первой проталины, чтобы достать клювом корм – личинки.)
3. У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной белой совы. Совята вылупляются в разное время.)
4. У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле? (У козодоя.)
5. Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет.)
6. Кто носом деревья сажает? (Кедровка – кедровые орехи, сойка – желуди.)
7. Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком.)
8. У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки 26 – 28 птенцов.)
9. Какая перелетная стая обещает снег? (Стая перелетных гусей. Через 2 -3 дня жди снегопада.)
10. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)
11. Какая птица умеет дразниться? (Попугай.)
12. Какая птица хвостом разноцветным гордится? (Павлин.)
13. Какая птица летает в «очках» на носу?(Филин.)
-Все ли представленные птицы – птицы нашего края? Назовите лишние. (попугай, павлин)
-А что вы знаете интересного о птицах? Что можете рассказать нам?
-Молодцы, вы хорошо справились, а теперь – второй тур. Как вы думаете, почему он называется Барометры природы? (…)
-Что такое барометр? (это прибор для измерения влажности)
-Что он показывает? (изменение погоды)
-А кто имеется в виду здесь? (птицы)
-Почему? (по ним можно узнать изменение погоды)
-Как в народе называется такое поведение птиц, по которому можно сделать прогноз погоды? (приметы)
-А на долгое ли время можно спрогнозировать погоду по приметам? (нет, на ближайшее время)
- Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)
2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури.)
3. Стрижи летают низко с криком. (К дождю.)
4. Воробьи прячутся под стреху. (К буре.)
5. Свистит снегирь. (Скоро зима будет.)
6. Снегирь под окнами чирикает. (К оттепели.)
7. Иволга издаёт резкие, похожие на кошачий визг, звуки. (К ненастью.)
-А какие приметы знаете вы?
-Молодцы, а вот наступил 3-й тур нашей игры – Загадки.
- Он в мундире ярком, шпоры для красы
Днем он - забияка, поутру - часы. (Петух)
-Какие слова вам помогли отгадать загадку?
- Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
-Какие главные слова помогли вам верно отгадать?
- Спереди - шильце, сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце.(Ласточка)
-Шильце – это шило, вильце – это вилы.
-Почему в народе ласточку так называют? Посмотрите на нее, на что похож клюв? (на шило) А с чем сравнивается хвост? (с вилами)
- Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит ...(Сорока)
- Явился в желтой шубке:
Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок)
- На шесте - дворец, во дворце - певец.(Скворец)
-А вы подготовили скворечники?
- Всю ночь летает - мышей добывает
А станет светло - спать летит в дупло.(Сова)
- Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей.(Грач)
-В каком задании нам уже встречался грач? Тот, кто внимательно слушал, правильно отгадал.
- Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
- Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка)
-Молодцы, вот и наступил 4 тур, а называется он - Правда ли что…
- …как-то раз в желудке одного страуса нашли 4кг монет, пуговиц, гвоздей (Да.)
- …ква-ква это лягушка (Нет, это птица из отряда аистообразных.)
- … птица может убить крокодила (Да, бразильский ябиру.)
- … яйцо бескрылой гагарки стоит как автомобиль (Да.)
Последние две птицы были убиты 3 июня 1844 года. От процветавшего когда-то вида осталось 78 чучел и тушек в музеях, около 75 яиц и несколько скелетов. Сейчас они стоят бешеных денег. Теперь на острове Элдей установлен маленький мемориал в виде статуи бескрылой гагарки, данная скульптура стала символом утраченного природного наследия.
- …среди отряда воробьиных есть те, кто весит 1,5кг и крошки менее5 грамм (Да.)
- …грачи питаются ящерицами, жабами, лягушками (Нет.)
- … попугай и ворона относятся к одному и тому же отряду птиц (Нет.)
- …ворон может досчитать до пяти (Да.)
- …чижи обитают и в тропических лесах (Нет.)
- …ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают (Нет.)
- …есть птица шалашник, которая строит шалаш (Да.)
- … журавли любят танцевать (Да.)
- …гнездо у колибри величиной с половину грецкого ореха
(Да.)
-А какие интересные факты знаете вы?
Заключительная часть
-Итак,5-й тур, нужно соединить признаки и названия птиц.
Птица – рыболов (баклан)
Птица – плотник (дятел)
Лесная кошка (иволга)
Птица – строитель (ласточка)
Птица – акробат (поползень)
Пернатый солист (соловей)
Ночной хищник (сова)
Легкомысленная мамаша (кукушка)
-Ребята, наша игра подошла к концу.
-О чем мы сегодня говорили?
-Что вы открыли для себя новое?
-Кому и что понравилось на уроке?
-Как мы должны относиться к птицам?
-Что для этого делать?
-Спасибо, классный час окончен.