Классное руководство
Классное руководство
Классный руководитель играет важную роль в образовании ребенка, потому что влияет на формирование личности учащихся, раскрывает их творческий и мыслительный потенциал. А еще хороший руководитель класса всегда защитит права детей и их интересы, выстроит воспитательный процесс по принципам гуманизма. Профессиональный руководитель поможет ученику стать человеком, если деятельность его будет развивающей.
Функции и обязанности классного руководителя
Какое значение в нынешних реалиях имеет классный руководитель? Он является основным организатором учебного процесса школы, должностным лицом, назначенным директором школы для организации воспитательной работы с учащимися. В настоящее время существуют несколько типов классного руководства:
-педагог и преподаватель, одновременно осуществляющий классное управление;
-руководитель класса, освобожденный от других форм деятельности, выполняет -только воспитательные действия с учащимися класса;
-куратор класса, отвечающий за определенный набор работ класса;
-тьютор, который покровительствует классу или направляет учащихся в выполнение ими определенного рода деятельности.
Функции классного руководителя:
Воспитательная деятельность.
Социальная защита.
Организация в классе любых видов деятельности, которые способствуют всесторонней подготовке учеников, формированию их индивидуальности, гармоническому существованию коллектива.
Координирование, направленное на положительное взаимодействие всех участников учебного процесса – педагогов, учеников, родителей.
Управление, способствующее контролю динамики развития личностей учащихся и коллектива учеников.
Классный руководитель является лицом, обладающим определенными правами и обязанностями:
быть информированным о здоровье каждого ученика;
контролировать успеваемость учеников и посещаемость занятий;
взаимодействовать с администрацией школы и учителями, библиотекой, психологом школы, медработником школы, специализированными службами, родителями учащихся;
проводить воспитательную работу с учащимися класса по различным направлениям и методикам;
содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласовывать их в классе;
получать помощь от коллектива учителей школы;
проводить индивидуальную работу с учениками и родителями;
не принимать поручения, которые не касаются прямых обязанностей;
проводить экспериментальные и исследовательские работы по актуальным педагогическим вопросам;
организовывать воспитательные мероприятия, которые окажут оптимальное влияние на развитие личности учеников;
помогать каждому конкретному ученику в решении проблем;
оказывать помощь родителям школьников в вопросах воспитания детей.
Замечание 1
Хороший классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования.
Система работы
В последние годы одним из главных требований, связанных с организацией и осуществлением грамотного профессионального классного руководства, является ведение системной работы и в классе, и с каждом учеником в целом. Такой труд должен быть направлен на развитие индивидуальности каждого ученика, а также на неповторимость и успех всего класса. Важнейшим заданием классного руководства является обеспечение взаимопонимания между его учениками и создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе учеников.
Классный руководитель ведёт системное управление на основе следующих принципов:
Воспитательная программа по концепции, принятой в учебном заведении.
Анализ результатов деятельности, позитивных и негативных явлений жизни.
Личностно-ориентированный подход к педагогике.
Актуальные задачи воспитания.
Принцип толерантности.
Замечание 2
Грамотный классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства.
Система работы руководителя класса включает в себя:
-аналитическую, практическую, организационную деятельность в области воспитания;
-контроль за повседневной деятельностью класса;
-использование современных методов воспитания.
Внедряя и традиционные, и новаторские методы, формы взаимодействия с учениками, классному руководителю следует понимать: чем больше их и чем интереснее они для учеников, тем лучше. Это могут быть разговоры и дискуссии, дебаты и игры, тренинги и экскурсии, интересная встреча, конкурсы, турниры и другие формы общественной и творческой работы. Успешная работа классного руководителя предполагает тесную связь с родителями учеников. Работа с родителями осуществляется при помощи следующих форм:
-проведение родительского собрания;
-совместное мероприятие для учеников и их родителей (праздник, соревнование, игра, турнир);
-родители могут проводить лекции по актуальным педагогическим проблемам.
В первую очередь классный руководитель является профессиональным педагогическим сотрудником, который для учеников является:
духовным образцом культуры человечества;
защитником от безнравственности;
инициатором объединения ученических коллективов;
стимулом для развития личности и самовыражении каждого ученика;
консультантом по социализации ребенка;
консультантом по проблемам повседневной жизни школьников;
человеком, который помогает осознать ученику социальную и экономическую жизнь в обществе;
консультантом по профессиональной ориентации;
координатором совместного усилия педагогов, родителей и общества в области воспитания школьников;
человеком, позитивно влияющим на нравственный и психологический климат учебного коллектива.
Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь:
Эффективно взаимодействовать с учителями, педагогами, родителями.
Уважать детей, которые поддерживают инициативу и развивают чувство ответственности.
Правильно понимать и реализовывать цели воспитания.
Планировать деятельность.
Организовывать воспитательные мероприятия./li>
Использовать методики психологического анализа учеников.
Внедрять нравственные и эстетические технологий в образовательный процесс, направленные на формирование духовности учеников.
Замечание 3
Сущность самообразования заключается в умении организовать самостоятельную работу по совершенствованию себя, в том числе и в профессиональном плане.
Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы:
Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
Самостоятельная образовательная работа.
Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы, который должен включать в себя:
Выбор тематики.
Определение цели и задачи работы.
Выделение предмета и объекта.
Подробное исследование литературного источника по выбранной теме.
Практическое применение результатов своего опыта и эксперимента.
Анализ выполненной работы, формулировка выводов, рекомендаций, направления дальнейшей работы.
Оформление работы и представление отчета в педагогическом коллективе.
На курсы повышения квалификации, конференции и семинары может направить администрация школы. А вот индивидуальную работу по самообразованию нужно суметь организовать самому, например, с помощью:
Изучение профессиональной научно-практической литературы и электронных ресурсов.
Участие в научных организациях, клубах и проектах.
Ведение научных и экспериментальных работ.
Изучение современных педагогических практик.
Посещение библиотеки.
Поездки на экскурсию.
Профессиональное общение с учеными и иными интересными и выдающимися личностями.
Посещение мероприятий, повышение культурного уровня (музея, концерта, выставки и так далее).
Документы классного руководителя
Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить.
Общий список документов классного руководителя:
Годовой план воспитательной работы.
Внесение информации в классную книгу.
Таблица родительских сведений.
Список членов родительской комиссии.
Подробная информация о содержании протоколов родительского собрания.
Расписание, содержание занятий учителей различных предметов для изучения образовательных моментов.
Сценарии мероприятий по воспитанию, классные часы.
Диагностические методы.
Информация об индивидуальной работе с проблемными учениками.
Классный журнал.
Журнал инструктажа по безопасности и ПДД.
Отчеты по воспитанию.
Сведения о посещаемости, их успешности, присутствии, состоянии здоровья учащихся.
Информация по внеурочным занятиям учащихся.
Личные дела школьников.
На сегодняшний день классный руководитель является мыслящим педагогом, постоянно развивающимся, ищущим ответы на проблемы, которые волнуют учеников, родителей и учителей. Такая личность открыта для новых свершений, способна положительно повлиять на развитие учеников, сформировать их личность.
Определение 1
Если рассматривать психологическое мастерство с технологической точки зрения, то его можно определить как систему, в число компонентов которой входят профессиональные знания и навыки, общий уровень культуры, способность к творчеству и технологическая компетентность.
Мастерство учителя в основном зависит от его собственной личности, от наличия у него специфических качеств. Данные качества не только должны способствовать формированию профессионального опыта в работе, но также должны самостоятельно организовать свои педагогические действия.
Пример 1
Состав набора качеств преподавателя-профессионала, необходимых, чтобы обеспечить учебный процесс, довольно разнообразен и широк. Здесь и развитое чувство патриотизма, и гражданственность, высокий уровень интеллигентности и гуманизма, а также богатая внутренняя культура.
Педагогическое мастерство также подразумевает любовь к труду во всех его формах и отличную работоспособность. Кроме того, педагог-мастер просто обязан обладать человеколюбием, уметь общаться с людьми различных психологических типов и доводить до них тот объем информации и знаний, которые ему требуется довести в рамках обязательной образовательной программы и мер психологического воспитания.