РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «Портфолио ученика начальной школы».
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ во 2 классе состоялось 1 апреля 2021 года.
Цели собрания:
Способствовать формированию у родителей потребности в оформлении портфолио, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей ребенка; дать рекомендации родителям по организации ведения портфолио.
Участники: классный руководитель 2 класса,
родители обучающихся 2 класса.
Организация родительского собрания:
- подготовка приглашений для родителей;
- изучение педагогом методической литературы по теме собрания;
- подготовка сценария родительского собрания;
- подготовить выставку портфолио ученика;
- на заседании родительского комитета обсуждается вопрос о необходимости введения портфолио.
ХОД СОБРАНИЯ
I. Вступительное слово классного руководителя по теме собрания.
Уважаемые родители! Я рада Вас приветствовать в нашем уютном классе. Тема сегодняшней нашей встречи «Портфолио ученика начальной школы».
"С начальных классов нужно портфолио!" - эта фраза прозвучала как гром среди ясного неба во многих семьях российских школьников. В результате многие родители имеют либо не полную, либо искаженную информацию о том, что же такое "портфолио", для чего он нужен, когда и как начать его собирать, чем наполнять…
Поговорим о портфолио
Учитель: Предлагаю ознакомиться с общей информацией, которая позволит составить представление о том, что такое "портфолио". (листать слайды)
Что такое портфолио? Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Для чего ученику портфолио?
Что стоит за отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальные достижения учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.
«Портфолио» в начальной школе прежде всего должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
- Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;
- Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;
- Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»).
Для чего это нужно?
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.
Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Как правило, для создания портфолио требуется папка. Жестких требований на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Портфолио учащегося - организация системы накопительной оценки, коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Главное – это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
Рекомендации по заполнению Портфолио.
Уважаемые родители!
Заведите папку с крепкой корочкой, с добавлением файлов. Листы распечатываются в цветном варианте (черно-белое будет не интересно). Без вашей помощи, конечно, ребёнок не справится с работой! Убедительная просьба – вести записи аккуратно! (ребёнок пишет сам, используя черновик). Проявите свою фантазию и творчество вместе с ребёнком. Помните, что это труд за всю начальную школу. Я думаю, вам будет интересно вспомнить и прочитать эти воспоминания. Портфолио это не только собранные в папку грамоты, это анализ, систематизация, планирование своих результатов.
Небольшие комментарии к страницам. Все страницы заполняются не до конца, т.к. будут заполняться позже, добавляя впечатления и информацию. Мое имя – фотография, что означает имя ребенка, в честь кого назвали. А также, вспомните известных людей, носящих данное имя. Краткая характеристика по гороскопу. Моя семья – напишите короткий рассказ о своей семье, семейных традициях (оставить место). В гербе в виде рисунка указываются увлечения каждого члена семьи (проявите творчество и фантазию). Родословная (имя отчество) заполняется сверху вниз, сверху боковыми кругами добавляются родные братья и сёстры ребенка. Увлечения – интересы, кружки, секции (развёрнутое сочинение, оставить место для новых увлечений). Мой поселок – краткая история поселка, его достопримечательности. Моя школа – краткие сведения (дата основания, кол-во учеников, ФИО директора и т.д.). Возможно, родители заканчивали нашу школу. Традиции школы – интересные мероприятия. Мои друзья – указать друзей в классе (чем занимаетесь вместе). Можно добавить рамку или оставить пустой. Мои любимые школьные предметы – свое отношение к предмету. Например, математика сложный предмет, но я стараюсь, т.к. хочу научиться хорошо считать, я русский человек, поэтому должен стараться писать без ошибок или мне нравится музыка, потому что я учусь красиво петь и т.д. Чему научились в 1 (немного вспомнить содержание основных предметов), 2 (что уже пройдено за полгода – оставить место) классе. Где принимал участие – вспомнить общие мероприятия, их результаты за 1 и 2 класс. Посоветуйтесь с одноклассниками. Если не хватит листа, распечатывайте дополнительно. Итоговые оценки, технику чтения заполняет учитель. Указать самые интересные прочитанные книги. Мое творчество – самые ценные яркие работы (рисунки, аппликации), фотографии работ, сочинения, сообщения. Мои достижения – похвальные листы, грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д. за период начальной школы (+ достижения за доп. образование). Располагаются в хронологическом порядке. Таблицы участия в конкурсах и олимпиадах, спорте – личное участие в накопительной таблице.
Портфолио хранится дома, иногда приносится в класс для проверки и частичного заполнения.
Важно помнить!
В самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
«Цепочка мнений».
Учитель. Подведём итог нашего собрания. Сформулируем основные выводы.
(Родители делятся впечатлениями )